Экономика Чехии развивается быстрыми темпами в последние несколько лет. Соответственно, растет уровень потребления. По данным консалтинговой компании Cushman & Wakefield, в ближайшие три года в Чехии появится 66 новых торговых парков с общей площадью около 300 тысяч квадратных метров.
Девелоперов привлекают города-спутники
В этом году должны быть достроены торговые парки, общая площадь которых составит 55 тысяч квадратных метров. Больше всего их строится в Среднечешском и Моравскосилезском краях. Среди них такие парки как Retail Park Horní Měcholupy, Saller Milovice, Retail Park Kutná Hora, Retail Park Kolín и Retail Park Písek.
В Чешской Республике в данный момент функционирует 192 торговых парка общей площадью около 790 тысяч квадратных метров, из них 752 тысячи квадратов занято арендаторами. Свободные помещения, таким образом, составляют всего 4,8 процента. При этом крупных торговых центров около 120.
Пальму первенства по наибольшему количеству торговых парков вот уже второй год подряд держат Моравскосилезский и Оломоуцкий края. На каждую тысячу жителей в этих областях приходится 100 м2 торговой площади. Меньше всего торговых парков в Среднечешском крае.
Согласно исследованию, самый высокий потенциал имеют те города, которые, несмотря на то, что в них неэффективно для девелоперов построить классические торговые центры, предоставляют достаточное количество платежеспособных заказчиков. Девелоперов, в свою очередь, больше привлекают те районы, которые составляют сателлитную структуру пражской агломерации (с городами-спутниками).
«Речь идет о небольших городах с очень сильной покупательской способностью, которые расположены, в основном, в Среднечешском крае. Обычно для этих целей предлагаются простые концепции торговых центров, состоящие из отделов с продуктами питания, галантереи, моды, фармацевтики, электроники и зоомагазина. Ориентированы они в первую очередь на клиентов, которые хотят делать покупки там, где они живут, и тратить при этом как можно меньше времени», — объясняет руководитель отделения аренды торговых парков в компании Cushman & Wakefield Иржи Кристек.
Торговый парк представляет собой постройку, включающую в себя три и больше магазина в рамках одного объекта с прямыми входами из общей парковки площадью как минимум 1000 м2.
В торговых центрах появляется все больше ресторанов
С ростом торговых площадей увеличивается и количество различных гастрономических объектов в торговых центрах. Появляются новые бренды, особенно это заметно в Праге.
Торговый центр Quadrio на улице Народни трида в Праге спустя два с половиной года после открытия переживает большие перемены. Весь первый этаж будет переделан в гастрономическую зону. Из-за открытия новых ресторанов и кафе некоторые объекты будут переезжать, в частности, это аптека, парикмахерская, банк.
Нововведение в центре города иллюстрирует тренд, который сегодня актуален не только в Чехии, но и во всей Европе. «Для нас приоритетно, чтобы торговый центр Quadrio предлагал гостям новейшие тренды, появляющиеся на рынке, поэтому мы недолго думали о перестройке, чтобы быстро приспособиться к усиливающемуся тренду», — сообщил Ян Буриан, пресс-секретарь группы CPI, которой принадлежит Quadrio.
В 2010 году в 80-ти чешских торговых центрах было 622 гастрономических объекта. Консультанты по недвижимости из компании Cushman&Wakefield решили посмотреть на те же центры сегодня. Выяснилось, что количество гастрономических объектов выросло более чем на 20%, достигнув 759. Спрос посетителей торговых центров значительно изменился, что прямо влияет на меняющийся состав арендаторов. Активность девелоперов сосредоточена, прежде всего, на форматах с сильным представлением гастрономии и развлекательных концептов. Специалисты ожидают в ближайшем будущем резкое увеличение подобных объектов.
В современных торговых центрах рестораны уже занимают 20% всей площади. Ожидается, что эта тенденция будут усиливаться. При этом экспансия ресторанов не касается классических фастфудов с гамбургерами и жареными куриными крылышками. В лидеры выдвинулся тренд здорового питания, который представлен такими концептами как Ugo Salaterie, Green Factory или Fruitisimo. В торговых центрах также популярны объекты, комбинирующие бистро и магазин качественных продуктов, например, фирмы Delmart и Sklizeno Foods.
Помимо центра Праги, большие перемены также коснулись торговых комплексов Centrum Černý Most и Centrum Chodov. Оба принадлежат французскому концерну Unibail—Rodamco. «Портфолио ресторанов должно включать в себя не только фастфуды и разные международные кухни, но и предложение для вегетарианцев, а также кондитерские и кофейни, подходящие для вечернего времяпровождения», — считает руководитель центра Chodov Марцела Грдличкова.
Центр Černý Most в конце прошлого года расширил зону питания. Центр Chodov в конце марта открыл ресторанную зону Grand Kitchen, где располагаются 30 ресторанов и гастрономических магазинов.